Ривка (rivka_belareva) wrote,
Ривка
rivka_belareva

Categories:

la construction en abime

175.77 КБ
Интересный в современном искусстве (это, кто вдруг не знает - inner_rebel ) пример использования “la construction en abime” - "геральдической конструкции" согласно переводу М.Ямпольского. Этот термин, дословно обозначающий “конструкция в виде пропасти”, восходит к геральдике, где он обозначает повторение внутри герба идентичного герба в уменьшенном виде. (См. еще подробнее о “la construction en abime” - Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. Москва, 1993. С.70-71.) Смысл использования уменьшенной модели, согласно Ямпольскому, заключается в переходе от предметности к репрезентации (т.е. репрезентация как создание образа оригинала, представление объекта, но не прямое (презентация), а опосредованное (т.е. посредством каких-либо идей или образов).

А на этой работе как раз происходит не только удвоение образа, образование копии - собака, сидящая за столом, появляется в полотне "картины в картине", - но и игровая замена персонажей, обмен ролями - жест человека, смотрящего на часы, отражается в полотне картины на стене . Таким образом сам герой трансформируется, создается его вариативная копия, иллюзорное подобие.

На самом деле, на мой взляд, тут не удвоение, а утроение персонажа - цепочка трансформации: собака - человек - собака . То есть - по сути - герой один, остальное - его вариации.

К тому же, важно сказать, что метод “la construction en abime” может служить методом описания структуры мистической вселенной, когда большее отражается в меньшем, представляя собой череду подобий. Мир, являющийся сферой обитания некоего существа, представляется не самодостаточным, а открытым другим мирам. По сути, он может выступать по отношению к ним моделью, уменьшенной имитацией, копией, свидетельствующей о существовании более реального и значительного оригинала.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author