?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
СЛОН И ЧУДЕСНОЕ. Статья для журнала "Удивительный Восток"
burning
rivka_belareva
На старинной испанской карте 14. века изображен странный погоняющий слона человечек. Да и сам слон тут далек от реальности: ослиное туловище, тонкие лошадиные ноги, собачьи уши и бивни, как у кабана. Беседка на его спине разрослась до целой крепости, хотя ростом слон не выше своего погонщика. Что же это за удивительная пара и почему она появилась на географической карте? Дело в том, что это не просто декоративный рисунок, которыми были полны средневековые карты и атласы, а изображение конкретного исторического лица и конкретного слона.

209.69 КБ
Иллюстрация из Каталонского Атласа, составленного еврейским картографом с Майорки Авраамом Крескасом и его сыном Иеhудой, состоявшими на службе у Педро IV. Арагонского. 1375-1377.


В начале 9. века Карл Великий направил посольство к багдадскому халифу Гаруну-аль-Рашиду. Делегация состояла из трех человек: еврея Исаака и его двух помощников. Выбор руководителя этой миссии был неслучайным: Карл Великий благоволил иудеям и, кроме того, их образованность, знание восточных языков, международные связи были незаменимыми качествами в дипломатической сфере. В ходе опасного путешествия спутники Исаака погибли, и на родину он вернулся в одиночестве, привезя с собой, однако множество ценных подарков от халифа. Наибольшее восхищение вызвал у европейского монарха живой слон по имени Абул-Абаз, торжественно вошедший в ворота столичного Аахена 20 июля 802 года. Таким образом, на этой испанской карте мы видим исторического персонажа – иудея Исаака, - который гонит слона из Багдада в Аахен. Кстати говоря, среди дорогих подарков был еще и другой слон, а точнее, целых четыре - в наборе шахмат, которые халиф преподнес императору, положив тем самым начало европейскому увлечению этой игрой.

С тех пор слон стал в европейской культуре воплощением и символом загадочного Востока, восточных чудес и всего экзотического. Кроме того, слон стал “царским” животным, знаком могущества и власти, поскольку такой редкий и дорогостоящий подарок могли себе позволить лишь монархи.
Неслучайно он был неизменным участником королевских триумфов – торжественных процессий и шествий, посвященных значительным государственным событиям, военным победам или бракосочетаниям царственных особ. Особенного расцвета культура триумфа достигла в эпоху Ренессанса, когда возродился интерес к театрализованным античным представлениям подобного рода. Именно такого триумфального слона изображает проект фонтана в честь помолвки датского короля Фредерика Второго и принцессы Мекленбургской Софии в 1572 году.

162.63 КБ
Якоб Морес Старший. Проект фонтана. 1572

Слон тут возвышается на специальном помосте с колесами, более того, он предстает в виде боевого слона с военной башенкой на спине. Изображая таких боевых слонов, европейские художники опирались, прежде всего, на описание сражения иудеев с греко-сирийской армией в Маккавейских книгах, а также на популярное сочинение о восточных походах Александра Македонского и о диковинках Востока “Роман об Александре”.

114.17 КБ
Иллюстрация из “Бестиария”. Англия, после 1400 года.

Экзотические животные, которых наряду со слонами дарили монархам, попадали в специальные царские зверинцы. Зверинцы располагались обычно в садах и парках. Искусно разбитый сад на протяжении многих веков был символом рая на земле, повторяя своим устройством структуру библейского Эдема. Присутствие экзотических животных должно было превращать дворцовый парк в идеальное, фантастическое пространство Востока, куда Библия и помещает райский сад. Именно в таком дворцовом зверинце и оказался знаменитый индийский слон Ханно, подаренный португальским королем Иммануилом Первым Папе Льву Х.

140.25 КБ
Слон Ханно. Школа Рафаэля. До 1546

После открытия Васко да Гамой морского пути в Индию Португалия стремилась установить свой контроль над важнейшими торговыми путями между Востоком и Западом. В ходе сражения за Малакку португальцы получили в качестве военных трофеев семь слонов, один из которых по имени Ханно был послан в качестве дорогого подарка Папе Римскому. К тому времени понтифик обладал обширной коллекцией диковинных восточных животных: в его зверинце содержались верблюды, циветы, обезьяны, попугаи и львы. Слону Ханно был подготовлен торжественный прием, и впоследствии ему довелось участвовать во множестве триумфальных шествий. Подготовка к одному из таких парадов и оказалась причиной трагической гибели животного: чтобы поразить воображение зрителей, организаторы решили покрыть Ханно позолотой. От такого парадного “облачения” бедный слон просто задохнулся.

Однако слон для европейцев был не только экзотическим животным, но и символом, эмблемой, животным не столько реальным, сколько аллегорическим. Основным источником такого взгляда являлось раннехристианское сочинение “Физиолог”. “Физиолог” представляет собой сборник описаний реальных и вымышленных животных, каждому из которых дается аллегорическое толкование. В отличие от современного мировоззрения, средневековое сознание воспринимало любое животное не только как часть природы, а, прежде всего, как символ. Окружающий мир был для средневекового человека своего рода книгой, в которой Творец зашифровал законы бытия. Именно поэтому внешний вид и повадки животных воспринимались как символические указания, назидания для человека на его земном пути. О слоне “Физиолог” сообщает следующие удивительные сведения: прежде всего, он считался необычайно целомудренным животным. В силу этой его особенности, самец и самка, согласно “Физиологу”, для того, чтобы спариться, вынуждены совершать путешествие к границам райского сада, чтобы отведать плодов растущей там мандрагоры - так называемых “яблок любви”. Мандрагора же чудесным образом способствовала деторождению и разжигала любовный огонь.

198.67 КБ
Ян ван дер Страет (Страданус). Борьба слона со змеем. Вторая половина 16. века.

Объясняя этот сюжет, “Физиолог” сравнивает слова с Адамом, а слониху с Евой, и говорит о том, что в поведении слонов зашифрована история о грехопадении. Неслучайно злейшим врагом слона “Физиолог” объявляет змея. Именно со змеем, символизирующим дьявола, слон вступает в смертельную схватку. Необычную трактовку в “Физиологе” получает и сцена охоты на слона. Обладающий негнущимися ногами, слон может спать, только опершись о дерево. Хитрые охотники, которым хорошо известна эта его особенность, подрубают дерево, слон падает, и становится легкой добычей. В “Физиологе” рассказывается также, что поднять слона пытаются и его собратья, но это не удается ни самому крупному слону, ни двенадцати помельче. Удача сопутствует лишь самому маленькому животному – только он чудесным образом может поднять своего упавшего товарища. Сцена охоты – это аллегория человеческой истории. Искупить грех Адама не удается, согласно “Физиологу”, ни ветхозаветному закону (самый большой слон), ни двенадцати пророкам (двенадцать более мелких слонов), а только лишь самому смиренному Исусу (самому маленькому слону).

Таким образом, мы видим, что слон оставался для европейцев долгое время диковинкой, редкостью и удивительным экзотическим животным. Слон относился к одному из чудес Востока, о которых мечтали и много говорили, но с которыми практически не сталкивались в действительности. Поэтому изображения и описания слонов в большинстве своем были фантастическими. Слон переставал быть реальным животным, а становился аллегорией, загадочной эмблемой или символом. Размышления над тем, как европейцы воспринимали образ слона, могут дать нам ключ к их восприятию Востока в целом, далекой цивилизации, незнакомой и притягательной одновременно.



Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.